Воздушные системы запуска

Воздушными системами зал)ска двигателей принято называть системы, в которых прокрутка ротора запускаемого двигателя про изводится энергией сжатого воздуха В этих системах либо сжатый воздух подается непосредственно па лопатки турбины двигателя,

либо используется для прокрутки специальный воздушный стартер, который приводит в действие ротор основного двигателя

Первый способ подачи сжатого воздуха для запуска двигателей не нашел широкого применения, так как он отличается сравнитель­но небольшой эффективностью и большим расходом воздуха Нго можно рекомендовать лишь для аэродромных систем запуска, ко­торые могут обеспечить большой расход сжатого воздуха.

В бортовых воздушных системах для автономного запуска дви­гателей используются воздушные стартеры, имеющие высокооборот­ные турбины осевого или радиального типа, которые соединяются с роторами запускаемых двигателей через редукторы с передаточ­ными отношениями На турбины подается подогретый

15 30

сжатый воздух. Это снижает расход воздуха и предотвращает обле­денение турбин, которое возможно при резком понижении темпера­туры воздуха за счет расширения.

В качестве источников сжатого воздуха могут применяться спе­циальные бортовые газотурбинные установки, аэродромные комп­рессорные установки, а также компрессор одного из работающих двигателей на летательном аппарате.

Для современных летательных аппаратов с газотурбинными дви­гателями широкое распространение получили воздушные системы запуска с бортовыми газотурбинными установками. Оин обеспечи­вают требование автономности систем запуска, достаточно просты и надежны в работе, имеют сравнительно хорошие массовые ха­рактеристики.

На рис. 15 8 представлена упрощенная схема ■воздушной системы Запуска с бортовой газотурбинной установкой. Двигатель / представляет собой малога­баритный ГТД с центробежным компрессором Он ■предназначен для подачи к воздушным стартерам 7 сжатого воздуха, который отбивается от компрессора. Запуск его производится при помощи электростартера. Основные двигатели 9 от автономной системы запускаются следующим образом Сначала запускается дви­гатель газотурбинной установки 1 и выводится — на установившийся рабочий ре­жим При этом вся система от двигателя до электромагнитных клапанов б Судет

Воздушные системы запуска

Рис. 15 8. Упрощенная схема воздушной системы запуска двигателя 244

„родится под давлением, определяемым перепускным клапаном 2 Затем пажа

«а точку запуска открывается клапан 6 запускаемого двигателя При этом ’жатый воэдук от компрессора газотурбинной устаиопкн будет подаватк* па — то ПОТЫ! турбины воздушного стартера 7 Турбина стартера, вступая в работу про­изводит прокрутку ротора запускаемого двигателя до необходимой частім вра- птсипи, после чего — подача воздуха прекращается, воздушный стартер остапавли чается Процесс запуска двигателя автоматизирован я осуществляется по задан ПОЙ временной программе

В целях экономии ресурса газотурбинной установки один из работающих двигателей может быть использовав для запуска другого двигатели Для этого предусмотрены заборные штуцеры 8, через — которые отбирается часть воздуха от компрессора — и сюдастся к воздушному стартеру запускаемого двигателя Пре­дусматривается такясс запуск дшпателей от аэродромных источников сжатого воздуха через бортовой штуцер 4 На рисунке показаны также обратные кла паяй 3 и манометр 5.